Запуск SOC ― решение уравнения со многими неизвестными. Планируя работу будущего центра мониторинга, мы рисуем красивую картину — но как воплотить ее в жизнь, как наладить процессы? Какие технологии стоит отправить в урну, а какие — в бой? Как подобрать правильный персонал?
Где у SOC магическая красная кнопка для выполнения команды «противодействовать и предотвращать», а не только «мониторить и обнаруживать»? Как начать гордиться своим SOC? Любое использование данного материала без прямого разрешения АО «Позитив Текнолоджиз» запрещено.
В XXI веке Китай стремительно наращивает технологическую мощь. У страны есть сейчас необходимые для этого экономические и финансовые возможности, но нет пока самостоятельной научной школы, обеспечивающей потребности технологического рывка. К тому же КНР стала объектом жесткого технологического сдерживания со стороны США, многие говорят даже о начале полноценной технологической войны. Чтобы стать мировым технологическим лидером и бросить вызов Соединенным Штатам, Китаю требуются лучшие интеллектуальные ресурсы. Китайцы, не жалея средств и сил, привлекают кадры и собирают технологические решения со всего мира.
Насколько Пекин сможет преуспеть, вопреки жестокой конкуренции со стороны США? И что это означает для России, которая является для КНР не только важным политическим партнером, но и источником «мозгов»? Как нарастающая технологическая мощь Китая скажется на его отношениях с Россией? И какова вообще позиция России во все более остром экономическом и технологическом противостоянии Вашингтона и Пекина?
Пандемия коронавируса в одночасье изменила мир. Впечатляет, насколько все оказались психологически к этому готовы, немедленно включившись в процесс всеобщего огораживания. Идейно-риторическая мишура, которой в последние тридцать лет были украшены международные отношения, разом слетела. Сотрудничество, демократия, общие ценности, либеральный порядок — все эти понятия то ли вовсе не прошли испытания заразой, то ли отложены в долгий ящик до каких-то далеких лучших времен.
И что теперь? На какой основе будет строиться мировое общежитие, когда в нем отменят карантин?
О настоящем и будущем вместе с председателем СВОП Фёдором Лукьяновым поговорили:
Борис Капустин — доктор философских наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики», профессор Йельского университета;
Евгений Водолазкин — российский писатель и литературовед;
Елена Шестопал — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
Вопреки знаменитому прогнозу Фрэнсиса Фукуямы “конец истории” в виде всеобщей и окончательной победы либеральной демократии так и не наступил. Более того, даже там, где, казалось бы, демократические институты пустили глубокие корни, от либеральных канонов начинают отходить. Примером здесь могут послужить две столь разных страны, как Индия и Турция. Ни то, ни другое государство не отказывается от демократии как таковой. Но как внутренняя оппозиция, так и внешние наблюдатели все чаще критикуют нынешних правителей Индии и Турции — Нарендру Моди и Реджепа Тайипа Эрдогана — в последовательном ограничении гражданских свобод. Справедлива эта ли критика? И насколько далеко может зайти этот процесс? Можно ли говорить об объективной тенденции или вся проблема в авторитарных замашках конкретных правителей?
На эти и многие другие вопросы в беседе с членом СВОП Артемом Кобзевым постарались ответить:
Алексей Куприянов — старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
Владимир Аватков — с.н.с. ИМЭМО РАН, доцент Дипломатической академии МИД России.
XXVIII Ассамблея СВОП. Пандемии вопреки: Россия-2020 – что дальше?
Сессия «Миссия – наш рулевой? Нужна ли большая российская идея – для себя и для мира?»
На фоне быстрых мировых изменений российская внешняя политика вступает в полосу изменений. За предшествующий период создана хорошая база, но, чтобы реализовать её потенциал, требуются новые подходы, а главное – постановка новых задач. В отечественной дискуссии часто звучит точка зрения о том, что России необходима новая миссия. Только при наличии большой идеи, привлекательной для мира и вдохновляющей для собственного народа, страна преуспеет на международной арене. Есть и обратная точка зрения – время больших идей прошло, мир становится многообразным и не нуждается в «ведущих за собой», а задачей каждого государства должно быть саморазвитие. Обсудим, требуется ли России миссия и в чем она может состоять?
Докладчики:
Сергей КАРАГАНОВ, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «ВШЭ»; почётный председатель Президиума СВОП
Евгений ПРИМАКОВ, руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Владимир РЫЖКОВ, профессор кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «ВШЭ»
Иван САФРАНЧУК, доцент кафедры мировых политических процессов факультета политологии МГИМО (У) МИД РФ
Олег ХАРХОРДИН, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Ведущий:
Фёдор ЛУКЬЯНОВ, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
Совет по внешней и оборонной политике и Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова в рамках проекта «Лаборатория исторической памяти: что было не с нами?» провели онлайн-круглый стол «Мир без ООН».
Организации Объединенных Наций исполнилось 75 лет – серьезный возраст и важная веха. Организация создавалась как инструмент, позволяющий избежать страшных потрясений, пережитых миром в первой половине ХХ века. И до сих пор с целью недопущения глобальной войны ООН справлялась. Но мир в XXI веке продолжает сотрясаться от череды наслаивающихся друг на друга кризисов. А к эффективности ООН всё больше вопросов.
Каким мог бы быть мир без ООН? Возможна ли международная стабильность в мире, где ООН не будет? И если не будет, то какие альтернативы мироустройству международных институтов можно предложить?
В рамках мероприятия выступили:
-Тимофей Бордачев, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ;
-Жан-Мари Геэнно, старший научный сотрудник Совета Фонда Карнеги по этике в международных отношениях, заместитель генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира (2000-2008);
-Александр Горелик, дипломат, эксперт по международным организациям;
-Чарлз Капчан, профессор международных отношений Джорджтаунского университета, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям;
-Дмитрий Полянский, заместитель постоянного представителя Российской Федерации при Организации Объединенных Наций.
Вёл дискуссию Федор Лукьянов, председатель президиума «Совета по внешней и оборонной политике», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
Еще недавно самой животрепещущей повесткой мировой, в частности европейской политики, была миграция, а динамично растущими политическими силами считались крайне правые. Сегодня факел перехватили зелёные. Вопросы изменения климата, «углеродный след» и прочие экологические явления – важнейшие научно-практические проблемы, глобальный характер которых влияет на природу международных отношений. Но помимо сущностной дискуссии экология превратилась в мощный политический тренд, способ изменения соотношения сил и влияния, а зачастую в инструмент продвижения частных интересов и борьбы за электорат. Риторику, связанную с климатом, используют уже не только собственно партии зелёных, но и другие политические силы, включая и тех, кого принято называть популистами.
На вопросы о будущем «зеленой волны», о соотношении политики и науки во вспыхнувшей дискуссии, о навязывании экологических норм и влиянии этого на экономическое и технологическое развитие, о том, как уже меняется мировая политическая конъюнктура, в какой оттенок зеленого она окрашивается, в беседе с Председателем СВОП Фёдором Лукьяновым постарались ответить:
Глеб Кузнецов – руководитель Экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), политтехнолог
Игорь Макаров – к.э.н., руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории экономики изменения климата НИУ ВШЭ